Новости
15 мая 2017, 02:34

Как устроен российский рынок фальшивых шедевров

Корреспондент «КП» изучил, кто и для кого сотнями подделывает работы Айвазовского, Шишкина, Коровина и СаврасоваЕлена Баснер в суде заявила, что просто ошиблась, признав сомнительное полотно подлинником. Кто делал копию, так и осталось загадкой. Фото: Борис Григорьев «В ресторане»

Наши искусствоведы сделали почти сенсационное заявление. Больше половины картин, которые по требованию богатых покупателей приносят на экспертизу, фальшивки. Данные озвучили в Центре Научно-исследовательской независимой экспертизы (НИНЭ) имени Третьякова. Местные специалисты ежегодно проверяют до 1500 полотен. И тенденция налицо: чаще всего подделывают известных русских художников. В рейтинге популярных у мошенников авторов - Айвазовский, Шишкин, Коровин, Саврасов. Возглавляет список Исаак Левитан: за 8 лет эксперты НИНЭ проверили 114 шедевров мастера пейзажа. А заключения о подлинности в итоге выдали только по 28 из них!

«ЛИПА» ЗА 250 ТЫСЯЧ ЕВРО

- При этом за последние десятилетия было всего четыре уголовных дела о продаже поддельных предметов живописи, которые дошли до судов, - говорит судебный юрист, консультант по сделкам с предметами искусства Никита Семенов. В начале 2000-х он был следователем СК ГУВД по Москве и занимался расследованиями преступлений в сфере искусства.

Сейчас Семенов как юрист представляет интересы коллекционера Андрея Васильева, который стал жертвой мошенников. Врач-психиатр Васильев в 2009 году купил картину модерниста Бориса Григорьева (1886-1939) «В ресторане». Работу ему сосватал хороший знакомый, сказал, что вещь из коллекции Тимофеева, одной из самых известных в Петербурге. Васильев заплатил 250 тысяч долларов наличными. Потом отправил картину на выставку в Москву, а там выяснилось: это подделка!

Васильев - к знакомому. Тот: я получил работу от эксперта по русскому авангарду Елены Баснер. Она подтвердила подлинность.

- Баснер - экс-сотрудница Русского музея, - объясняет Семенов.

Васильев написал в полицию заявление о мошенничестве. Завели уголовное дело. Баснер следователям заявила, что картину ей принес некий гражданин Эстонии, а она взяла процент за перепродажу. Человека нашли. Но в России в указанные Еленой Баснер даты он не был. У кого же Баснер купила полотно и кому, как уверяет, передала деньги? Интересно, что картина, с которой скопировали подделку, хранилась в запасниках Русского музея, где у Баснер связи. Но в суд признал Елену Баснер невиновной. В суде согласились, что и картина - подделка, и заключение эксперта Баснер по ее подлинности - ложное. Но мошеннического умысла у эксперта якобы не было. Васильев подал в Верховный суд кассацию и ждет результата. За рубежом. По словам юриста Семенова, его клиенту угрожают расправой. И он уверен, что угрозы идут от людей, связанных с Русским Музеем.

ОГЛАСКА НИКОМУ НЕ НУЖНА?

Я, пардон, в искусстве чайник. Но больше всего меня удивляет, что коллекционер покупает картину за $250 тысяч но сделка оформляется только на словах. Это как?

- Это иллюстрация того, как работает наш рынок, - рассказывает Никита Семенов. - Как правило, нет ни договоров, ни расписок. Просто картина обменивается на деньги. Чаще всего в России мошенники от искусства избегают уголовной ответственности, потому что просто возвращают деньги, если обман вскрывается. Огласка никому не нужна. Часть покупателей, которых обманули, и сами не хотят ворошить - картины покупались на не очень чистые деньги.

- А кто эти покупатели?

- Русские богачи. Основной рынок шедевров сосредоточен в Москве, Питере и Лондоне. Парадокс - наши люди везут русские картины на аукционы в Великобританию, где их по более высокой цене покупают другие русские и возвращают в Россию.

- Крупный аукционный дом гарантирует, что картины - подлинники?

- Скандалы были и у Sotheby's, и у Christie’s. С последним - знаменитая история, когда Виктор Вексельберг (Forbes оценил его состояние в $12,4 млрд.) купил поддельную картину Кустодиева. Он два года судился с аукционным домом и выиграл процесс.

ЧЕРНЫЕ КАТАЛОГИ

- В России скандалы с подделками идут с 2000-х годов. И до сих пор на рынке много подделок. Цены были раздуты. И часть арт-дилеров перешли на продажу подделок - это приносит прибыль в 200-300%. И в 2000-е годы Мункультуры стало выпускать так называемые «черные каталоги» для коллекционеров - так предупреждали о подделках на рынке.

- Основные коллекции сосредоточены в Москве и Питере. Рынки продаж в двух городах отличаются?

- В Петербурге провенанс (происхождение) проверить проще, серьезные коллекционеры друг друга знают. В Москве иначе. Много мошенников. Но подделками торгуют в небольших галереях. Крупные не будут рисковать репутацией. Им нет смысла терять клиентов, готовых покупать картины за 500-800 тысяч долларов. Такие покупки совершаются редко, одна-две в год. Но именно на таких сделках серьезные галереи и живут.

ЭХО СКАНДАЛА

Похищенное полотно Рериха искал Интерпол, а его прятал банкир?

Похищенного в 2008-м «Сергия-строителя» Булочник полиции так и не выдал. Фото: Николай Рерих «Сергий-строитель»/Репродукция

Один из самых громких российских скандалов, связанных с искусством - изъятие пятидесяти картин Николая и Святослава Рерихов из музея Международного центра Рерихов. Мы писали об этом не раз (читайте на kp.ru): эти работы проходят по делу о мошенничестве. Основным меценатом центра был Борис Булочник, теперь уже бывший председатель правления рухнувшего «Мастер-Банка». Его в свое время называли крупнейшим в России коллекционером картин Рерихов. Многие купленные им полотна он потом передаривал музею или временно передавал в экспозицию. Но в 2013 году у «Мастер-Банка» неожиданно отозвали лицензию, Булочник срочно улетел в Израиль, а потом выяснилось, что он обокрал своих вкладчиков на 70 миллиардов рублей. Изъятые картины, как говорят в следствии, покупались на те самые похищенные деньги...

- В 2013 году я имел отношение к расследованию дела о хищении картин из мемориальной квартиры Рериха на Ленинском проспекте, - рассказывает Никита Семенов. - Хранителем квартиры был Виктор Васильчик. В 2008 году из квартиры похитили четыре самые значимые картины из наследия Рериха, которые хранились не в госмузеях. В дальнейшем одна из этих четырех картин была найдена. Вторая оказалась копией, которую сделал сам Васильчик - оригинал он продал. Еще две вещи - «Тень учителя» и «Труды преподобного Сергия» - находились в розыске по линии Интерпола. Каждая из них стоит 3-5 млн. долларов. И вдруг летом 2013 года стало известно, что они находятся у Булочника. Либо он сам организовал то нападение, либо приобрел эти картины, когда они были в розыске. Следствие вынудило его выдать оба полотна. Он успел отдать «Тень учителя». Через несколько недель должен был вернуть и «Сергий-строитель». Но в итоге Булочник исчез и судьба картины повисла в воздухе.

Александр РОГОЗА true_kpru rogozavr
comments powered by HyperComments

Выбор редакции












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg