Новости
17 мая 2017, 17:27

Рустэм Хамитов провёл заседание Совета по развитию электронного образования

17 мая Рустэм Хамитов провёл выездное заседание Совета при Главе Республики Башкортостан по развитию электронного образования, которое состоялось в ПОА «Уфимское моторостроительное производственное объединение» (УМПО). В нём приняли участие члены Совета, а также представители профильных министерств, ведомств, вузов и предприятий республики.

Перед началом заседания заместитель управляющего директора – директор по персоналу ПАО «УМПО» Николай Лютов представил современную систему обучения сотрудников объединения. С 2012 года при УМПО действует собственный учебный центр, имеющий 28 аудиторий для проведения теоретических занятий, четыре компьютерных класса и учебно-производственные мастерские. В 2016 году по собственным образовательным программам здесь прошли обучение около 11 тысяч работников. Большое внимание уделяется дистанционному образованию по направлениям промышленной безопасности, системы менеджмента качества.

При поддержке центра в уфимской средней школе № 85 и лицее № 60 открыты авиационные классы, где учащиеся получают информацию о специфике работы на производстве с перспективой дальнейшей работы в УМПО. Также центр занимается профориентацией школьников.

Система обучения включена во внутреннюю корпоративную сеть предприятия, что позволяет вести мониторинг хода обучения и аттестации работников.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Начинаем очередное, пятое по счёту выездное заседание Совета по развитию электронного образования. Сегодня мы рассмотрим более широкий круг вопросов, поскольку находимся в Уфимском моторостроительном производственном объединении – одном из флагманов отечественного авиадвигателестроения. Если точнее, это самое крупное предприятие авиадвигателестроения в Российской Федерации. Обсудим в целом вопросы взаимодействия наших предприятий и образовательных организаций в части подготовки кадров.

Промышленное производство, особенно высокотехнологичные отрасли, переходят сейчас в стадию роботизации, широкого внедрения информационных технологий. Система профессионального и высшего образования должна соответствовать вызовам времени, а ещё лучше – опережать эти процессы. Сегодня нужно осваивать современные модели подготовки специалистов, механизмы непрерывного развития их информационно-технологических компетенций в ходе производственной деятельности.

Многие передовые компании уделяют этой работе самое серьёзное внимание. Сейчас в России действуют уже более 30 корпоративных университетов и научно-образовательных центров. Сегодня у нас есть возможность ознакомиться с работой Учебного центра УМПО по организации обучения непосредственно на предприятии студентов вечернего факультета УГАТУ и авиационного техникума, в том числе в дистанционном формате. Нашим производственникам, безусловно, надо внимательно изучать опыт УМПО и внедрять его в жизнь.

В прошлом году Госкомитет по информатизации представил нашим ведущим предприятиям модель взаимодействия с учебными центрами в части развития электронного образования. Однако особого интереса эти предприятия не проявили. Нужно в корне менять отношение к этой важной работе. Для повышения конкурентоспособности компании должны активнее инвестировать в разработку качественного образовательного контента для расширения компетенций своих специалистов.

Профессиональное и высшее образование, безусловно, должны ориентироваться на заказ корпоративного сектора. У каждой компании, каждого вуза есть свои наработки, надо налаживать сетевое взаимодействие между собой. Важно, чтобы университеты и предприятия, особенно крупные, на которых работают тысячи рабочих и инженеров разной квалификации, были нацелены на совместную подготовку и переподготовку кадров, в том числе в рамках дуального образования.

Уважаемые коллеги!

Вы знаете, что 9 мая этого года Президент России утвердил Стратегию развития информационного общества до 2030 года. Важнейшими приоритетами в ней выделены совершенствование электронного образования, дистанционных систем обучения, а также разработка и реализация партнёрских программ вузов с высокотехнологичными организациями и предприятиями, координация подготовки современных кадров.

Одной из основных задач становится создание технологических платформ для дистанционного обучения, конкурентоспособного отечественного программного продукта и оборудования. Согласно Стратегии, это приведет к формированию национальной технологической платформы онлайн-образования, охвату дистанционным обучением всего населения. Как видите, коллеги, вопросы, которые мы сегодня обсуждаем на Совете, имеют стратегический характер для будущего страны, формирования экономики знаний.

Отрадно то, что мы стартовали в этом процессе чуть пораньше. Этой темой занимаемся уже несколько лет. У нас уже есть определённые заделы. В этом наше конкурентное преимущество по сравнению с другими субъектами Российской Федерации.

Такой же документ на региональном уровне приняла и республика. 27 апреля утверждена государственная программа развития информационного общества в республике до 2023 года. Эту программу мы рассмотрели на заседании Правительства, приняли её. Сейчас начинается этап реализации. В этом документе учтены основные мировые и отечественные приоритеты в информационно-телекоммуникационной сфере, чтобы Башкортостан всегда был в тренде этих процессов, успешно участвовал в важных международных и российских проектах.

Коллеги! В ближайшие годы мы обязаны решить главную задачу – создать в республике современную цифровую образовательную среду. Чтобы каждый обучающийся, каждая образовательная организация, каждое предприятие были вовлечены в электронное образование.

Я постоянно привожу пример организации электронного образования в Южной Корее, где ежегодно 95 процентов работающего населения повышает квалификацию через электронные средства обучения. Сегодня ежегодный рост рынка онлайн-образования в мире составляет 25-30 процентов. В 2016 году на дистанционных площадках обучались более 50 млн человек, из них 800 тысяч – россияне. Это примерно соответствует пропорциональному соотношению численности населения земного шара и нашей страны. На самом деле, 800 тысяч человек – это немного. У нас в республике более 1,5 млн человек работающего населения. И мы предполагаем, что со временем, конечно же, значительная часть этих людей будет электронным образом повышать свою квалификацию. Но сегодня в России – 800 тысяч человек. Это совсем немного, и мы находимся только в самом начале пути. Опыт Южной Кореи в этой части хорошо известен в Российской Федерации. Более того, началась реализация проектов кооперации наших стран в сфере высоких технологий.

Нам нужно повышать не только сервис онлайн-обучения, но и степень доверия людей к нему, отрабатывать систему аттестации и сертификации по его результатам.

В последние годы в республике многое сделано в части развития электронного образования. Сформирована необходимая правовая база. Действует Ассоциация образовательных организаций «Электронное образование». Создан специализированный портал. Началось создание центров общественного доступа для населения.

В то же время пока недопустимо медленно разворачиваются процессы формирования самой информационно-образовательной среды электронного обучения, включая цифровые образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии, программно-аппаратную платформу и оборудование.

Сегодня доступ к сети непосредственно с рабочих мест есть всего у 76 процентов организаций республики. У 72 процентов школ и 53 процентов ссузов отсутствует высокоскоростной Интернет. О каком электронном образовании мы можем говорить в этой ситуации? Всего в семи процентах организаций есть образовательные программы, которые можно освоить полностью дистанционно.

Каждой образовательной организации необходимо обладать электронным контентом по всем учебным дисциплинам. Сейчас этого нет в принципе. На всех уровнях образования доля применяемых электронных курсов составляет менее 17 процентов, доля использующих их преподавателей и сотрудников – около 40 процентов. Безусловно, нужны более активные шаги по всем этим направлениям.

Эти невысокие цифры в очередной раз подчёркивают, что мы находимся только в самом начале этого процесса. Несмотря на то, что административно, организационно, финансово пытаемся внедрять системы электронного образования. Но сопротивление среды пока ещё достаточно велико, и нам не всегда удаётся его преодолеть.

Коллеги, мы должны также обсудить задачи дальнейшего развития сетевого взаимодействия образовательных организаций, грантовой деятельности в сфере электронного образования.

Здесь есть и проблемные вопросы – например, использование электронных образовательных ресурсов, созданных другими организациями; обеспечение широкого их доступа с соблюдением авторских прав. Надо внимательно посмотреть, как расходуются выделенные из бюджета республики гранты образовательным организациям, какова их эффективность.

В настоящее время для республики открываются широкие возможности в рамках реализации федеральных приоритетных проектов в сфере образования, в частности проекта «Современная цифровая образовательная среда». Надо целенаправленно работать с федеральным центром в части продвижения нашего лучшего опыта. У нас внедряются инновации, которые позволяют нам выступить в качестве пилотного региона по развитию современной цифровой образовательной среды. Мы можем и должны предложить свою модель формирования такой среды для последующего её тиражирования в других регионах. Важно подкрепить наши успехи федеральным финансированием.

Это нужно не только образовательным организациям. Обеспечение доступа к открытым образовательным ресурсам высокого качества всех жителей республики позволит во многом решить проблему оттока абитуриентов в другие регионы, что у нас сегодня наблюдается, создаст условия для повышения профессиональных компетенций граждан, их трудовой мобильности, роста заработных плат и повышения уровня жизни.

Коллеги, предлагаю перейти к выступлениям.

(продолжение следует)

Теги:

образование информатизация
comments powered by HyperComments

Выбор редакции












Евтушенко в моей жизни был всегда… Евтушенко в моей жизни был всегда…
http://monavista.ru/images/uploads/79b47d882a3689060ae4d57283ec8bbe.jpg
Письмо с моей фермы Письмо с моей фермы
http://monavista.ru/images/uploads/92eb5c9944f25688043feb2b9b01e0f2.jpg
Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов Почему в России выросли продажи дорогих смартфонов
http://monavista.ru/images/uploads/08009197b894c4557dc9c7177e803f77.jpg